Ася спрашивает:

Здравствуйте, меня зовут Ася, мне 16 лет. Мне очень нужен совет.

Моя проблема заключается в моей депрессии. Я абсолютно потеряла всяческий интерес к жизни. Каждый божий день меня раздражает все и вся, в учёбе скатилась на тройки, ничего не хочу делать, полная апатия, и если еще два года назад у меня была хорошая самооценка, то сейчас у меня ее нет вообще. Я постоянно думаю, что я ничего не добьюсь в этой жизни, считаю себя полнейшим никчемным существом. Кроме того есть ещё одна немаловажная для меня проблема — у меня есть молодой человек, которого я каждый день очень сильно ревную, к каждой девушке, даже если он просто посмотрит на неё, из-за этого происходят многочисленные ссоры. Я не знаю, что мне делать, временами даже жить не хочется. Нуждаюсь в вашей помощи.

Отвечает Ульяна Александровна Иванова:

Здравствуй, Ася.

Твои эмоции и поведение в значительной степени предопределены прошлым опытом, реакция на определенные события, которые происходили в твоей жизни. Может быть родители мало хвалили или наоборот много требовали, любили не просто так, а за отличные отметки, хорошее поведение. Возможно не совсем хорошие события, если сегодня ты чувствуешь пессимистическое отношение к себе, внешнему миру и своему будущему. Подумай и вспомни, когда впервые появились элементы «нелюбви к себе», что стало причиной твоего эмоционального и душевного состояния на сегодняшний день. Отмотай те два года и начни с того периода, когда начали возникать проблемы с самооценкой.

Ася, я уверена в том, что ты обладаешь многими сильными и отличительными качествами. Судя по тому, что ты написала письмо в центр, можно отметить твою смелость, решительность, отвагу, внимательность. Не суди себя строго «полнейшее никчемное существо», разве это про тебя? Ася, кроме учебной деятельности, есть и другие сферы, где можно себя хорошо проявить и показать в своих действиях положительные результаты: творчество, фото, танцы, спортивные секции (бассейн, гимнастика); но и про учебу не нужно забывать. Попробуй составить режим дня, с планированием своих дел: время в школе, дела по дому, помощь родным, собственные интересы, время на друзей. И обязательно по возможности в плане должны быть намечены те дела, которые повышают настроение и которые тебе нравятся, тем самым, получая положительный опыт справляться с требованиями повседневной жизни.

На отдельном листе бумаги нарисуй солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напиши свое имя и нарисуй свой портрет. Около каждого луча напиши все самое хорошее о себе. Не хватает лучей, подрисовывай рядом. А если тебе станет особенно мерзко на душе и покажется, что ты ни на что не годишься, доставай это солнце, смотри на него и вспоминай, почему именно написала эти качества о себе. Смотрись почаще в зеркало, и, глядя в свои глаза говори: «Я люблю тебя такой, какая я есть». Прими себя, полюби и развивай свой потенциал. Выдели для себя области, в которых ты бы себя реализовала и развивала. Да, это трудно, не сразу получится. Но, каждый человек достоин любви. Наверняка, ты умела это делать в детстве. Полюбишь себя, поверишь в себя — и тебе не будут страшны никакие сопернические чувства. Ведь ты своими сомнениями делаешь больно и своему молодому человеку. Самые близкие люди нам это семья и друзья. Им тоже требуется наша поддержка и забота.

С причинами низкой самооценки лучше всего обратиться к профессионалу — психологу. В учебных заведениях есть психологическая служба, где школьные психологи всегда готовы помочь учащимся. Так же существуют телефоны доверия для подростков, отвечают психологи-консультанты. Очные занятия с психологом обязательно помогут тебе в этот непростой период.

Желаю успехов! Ульяна Иванова.