Большинство школьников в свой возрастной период между 10-13 лет сталкиваются с мотивационным кризисом в учебной деятельности, который связан с негативным отношением к школе в целом, к обязательности ее посещения, нежеланием выполнять учебные задания, конфликтные ситуации с учителями, родителями и сверстниками.

Если дети младшего школьного возраста учатся для значимых взрослых, а это в их жизни те кто имеют авторитет – учитель и родители; в среднем звене с началом подросткового периода и появлением других возрастных особенностей – собственная мотивация еще формируется; то подростки к 16 годам уже конечно знают чего хотят добиться в своей жизни, и мотивация на учебу явно есть.

На сегодняшний день данная тема по проблемам мотивации школьников в учебной деятельности раскрыта и проработана полноценно, многими отечественными учеными, педагогами и психологами. Именно между 10-13 годами ученики сталкиваются с мотивационным кризисом, который затрагивает как особенности когнитивного, так и личностного развития. Перестройка познавательной сферы подростка; возникновение чувства взрослости и желание его попробовать и скорее прожить; так же в этот период меняется характер самооценки и многие переживания, связанные и с взаимоотношениями в школе, как с одноклассниками и учителями, так и внутри своей семьи и мн.другое.

Основными моментами в формировании успешной мотивации к учебе можно выделить следующие: поддержка и понимание со стороны взрослых; правильное воспитание (элементы которого влияют на образование самоконтроля и планирования собственного времени); выявление трудностей в развитии познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение и др.); помощь преодоления внутренних страхов, тревоги, переживаний; повышение уверенности в себе, а также обучение школьника способам саморегуляции при стрессовых ситуациях.

Многие подростки сталкиваются с трудностями в обучении. У каждого из них трудность своя, своя история и свои переживания. Психологической помощью в данной ситуации является помочь распознать исток, найти механизмы и ресурсы для их преодоления и формирования мотивации к учебе. Нерешенные вовремя трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, неуверенностью в себе, обостряются и в дальнейшей учебной жизнедеятельности.