Процесс взаимодействия психолога и клиента складывается из совместных действий, духовного вербального и невербального информационного контакта. Решение проблем взаимодействия психолога с подростком в процессе психокоррекции может помочь подросткам пересмотреть, критически осмыслить свое поведение; отношение к другим людям и к себе; создать предпосылки для нормального хода личностного развития. Вместе с тем, необходимо отметить, что не так легко найти условия, способствующие установлению прочного взаимодействия психолога с подростком, успех не может быть гарантирован автоматически. В то же время, если профессиональное взаимодействие создается точно и по заранее известным принципам, появляется реальный шанс достичь желаемых целей.

Диагностические методы работы психолога с подростками:

Проективные и графические методики диагностики.

Применяются в работе как с детьми, так и со взрослыми. Это рисуночный метод проекции психического бессознательного. Через рисунок можно узнать о глубинных проблемах, которые обычно не осознаются, можно увидеть актуальные (сегодняшние) переживания, страхи, тревоги.

Метод самонаблюдения – один из методов психологии, заключающийся в использовании способности сознания оценивать психические явления, свойственные его носителю (переживания, мысли, чувства и др.); это отражение сознанием самого себя. Данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются в качестве факторов, требующих научного истолкования.

Метод самоотчета – психологический метод исследования, направленный на анализ собственной деятельности и ее результатов.

Исследование профориентации школьников. Основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии выделяются три компонента: получение знаний о себе, о своем «Я»; о мире профессионального труда, анализ профессиональной деятельности; соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.

Индивидуальное психологическое консультирование.

Индивидуальная работа психолога с подростком, успешно применяется в работе с подростками и взрослыми. Позволяет увидеть и осознать собственные проблемы, принять правильное решение и сделать определённые выводы. В процессе консультирования, формируется способность к самооценке, самоанализу, преодолению многих трудностей.

Методы психологической помощи и психокоррекции:

Арттерапия – форма терапии, которая предоставляет возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Этот метод даёт стойкий психотерапевтический эффект, позволяет ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться.

Игровая психотерапия. Сущность игровой психотерапии, состоит в установлении особых отношений, между психологом и подростком. Принимает на себя какую-либо роль в игре, которая способствует самовыражению, самораскрытию, обретению опыта самостоятельного принятия решений, разрешению внутреннего конфликта, отражению чувств и переживаний. Терапевтический эффект достигается после серии регулярных занятий.

Телесно-ориентированная психотерапия - основана на телесных ощущениях, которые в случаях психологических проблем, возникают в виде мышечных напряжений и зажимов. Знание языка тела может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова. Тело человека может рассказать о его проблемах и характере больше, чем он сам. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем трудных подростков и лечение психических нарушений, но и на оздоровление организма.