Психологическая диагностика

---

Психодиагностика – это один из наиболее эффективных способов узнать о состоянии психологического здоровья человека. Это отдельная самостоятельная сфера деятельности практического психолога и ее целью является оценка психологического состояния, которое присутствует у человека, с помощью различных методик, тестов и заданий.

Диагностическое исследование предоставляет не только информацию о личных качествах, но помогает обозначить направление для роста и развития. Иногда дети ведут себя так, что это вызывает беспокойство родителей. И диагностика — это возможность для них получить независимое мнение психолога по поводу того, что в данный момент происходит с их ребенком.

Диагностика с дошкольниками помогает вовремя выявить особенности развития малыша. Психолог может оценить его коммуникативные возможности, определить направление развития характера, выявить трудности. Психодиагностика для подростков — возможность наладить отношения с ребёнком, оказать необходимую помощь, узнать его мотивы, склонности. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Индивидуальное исследование себя подросткам дает более широкое понимание собственного внутреннего состояния и внешних обстоятельств для выбора профессионального самоопределения.

К плюсам психодиагностики можно отнести быстроту получения информации, объективность и надежность результата, дополнительную оценку ситуации и т.д.

Психодиагностика проводится по направлениям:

  • Психологическая диагностика младших дошкольников (от 2,5 до 6 лет) – готовность к детскому саду, оценка когнитивных способностей ребёнка, эмоционально-волевой сферы.
  • Изучение готовности к школе(дети 6-7 лет) – определение интеллектуальной, личностной, эмоциональной-волевой, мотивационной готовности к обучению; выявление трудностей ребенка.
  • Исследование профориентации школьников (учащиеся 8-11 классов).
  • Основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии выделяются несколько компонентов: - диагностику выраженности интересов к различным областям деятельности и школьным предметам, - изучение профессиональной направленности к различным категориям профессий, определение типа темперамента, - обсуждение результатов и рекомендации по выбору профиля обучения и профессионального образования.

  • Исследование детско-родительских отношений: определение стиля взаимодействия, стиля родительского воспитания.
  • А также для детей и взрослых:

  • Исследование личностных особенностей — построение профиля личности, определение склонности к какому-либо виду деятельности, отношения к самому себе.
  • Анализ эмоционального состояния— наличие/отсутствие страхов, тревожности, неуверенности, низкой самооценки, импульсивности, конфликтности.
  • Изучение интеллектуального развития и когнитивной сферы - определение уровня интеллекта, выявление нарушений памяти, внимания, восприятия.
  • Как строится диагностическая работа:

    Процедура длиться в пределах 1 часа и более, в зависимости от поставленных задач исследования.

    Диагностика обычно проводится за 2 встречи. Первая – общение с ребенком/подростком, само исследование (1час–1,30), вторая встреча через несколько дней/неделю – обсуждение по результатам тестирования с возможными рекомендациями с родителем и ребенком/подростком, (45 минут -1 час).

    Психологическая диагностика дошкольников может проходить за 1 встречу по согласованию с родителем.

    По результатам диагностического исследования оформляется письменная справка или заключение

    . (по запросу/договоренности).

    Психологическая диагностика детей дошкольного и школьного возраста – это хорошая возможность родителям получить советы в развитии и воспитании детей и стать увереннее в своих вопросах.