В психологическом словаре: Агрессия (лат. «agressio» – нападение, приступ) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.).

Агрессивный ребенок, драчун и забияка – родительское огорчение.

Детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия, негативные переживания или неправильная форма защита.

Проявлением детской агрессивности является то, что ребенок ищет любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать или щипать других. Поведение может носит провокационный характер. Чтобы вызвать агрессивное поведение, готовы разозлить маму, воспитателя, или сверстников. Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы.

Существует два вида агрессии- «доброкачественная» и «злокачественная».

- «Доброкачественная» появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная агрессия.

- «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности.

Также в психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию.

Вербальная агрессия:

1.Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение и угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных фантазиях.

- Жалобы («А Вова меня стукнул», «А Петров тарелку не отнес свою»)

- Демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи», «Надоел», «Отстань»).

- Агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться за тобой придет полицейский», «Я тебя сейчас поймаю и отправлю в космос, будет там один мерзнуть»).

2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого человека.

- Дразнилки («ябеда-корябеда», «поросенок» и т.д.);

- Оскорбления («дурак», «урод», «тупица»).

Физическая агрессия:

1.Косвенная физическая агрессия.

- Разрушение продуктов деятельности другого (разрушение постройки из кубиков, замазывание чужого рисунка краской и т.д.); - Уничтожение или порча чужих вещей (удары по столу, за которым сидит другой ребенок, бросание на пол чужой игрушки и т.д.).

2.Прямая физическая агрессия – непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Может принимать символическую и реальную форму:

- Символическая агрессия – угрозы и запугивание (показывание кулака, желание напугать).

- Прямая агрессия – непосредственное физическое нападении (драка) (укусы, царапание, хватание за волосы, бросание предметов – палок, игрушек в другого ребенка).

Психологами выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени (Т.П. Смирнова).

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

- Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.

- Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

- Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

- Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

- Завистливы и мнительны.

- Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. Таких детей можно называть агрессивными.

Для детей среднего школьного возраста и подростков:

- Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).

- Инициируют драки.

- Используют в драке предметы, которые могут ранить.

- Жестоки по отношению к людям и животным (намеренно причиняют физическую боль).

- Воруют у человека, который не нравится.

- Намеренно портят имущество.

- Шантажируют, вымогают.

- Отсутствуют дома ночью без разрешения родителей.

- Сбегают из дома.

- Не ходят в школу, либо выгнаны из школы.

В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение 6 и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.

Причины, провоцирующие агрессивность детей:

- Привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять).

- Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (мальчик увидев, что у другого мальчика не хватает деталей конструктора говорит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя никогда не получается и ты всегда ноешь», «ты никогда не научишься прыгать на скакалке, не то что я, я прыгаю лучше всех»).

- Защита и месть (в ответ на нападение или провокацию, агрессию).

- Стремление быть главным (часто в попытках встать первым в строе).

- Стремление получить желанный предмет (отнимая игрушку, прибегают к прямому насилию)

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей направлены на достижение определенной цели, то есть носят инструментальный или реактивный характер.

Однако есть и такие дети, которые причиняют боль другим детям не для достижения определенной цели, а ради удовольствия понаблюдать за страданиями другого. В таком случает можно говорить о склонности ребенка к агрессии и работу строить с привлечением специалистов, начиная с педагога-психолога.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Как помочь агрессивному ребенку:

Работа взрослых: родителей, воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «копилка», пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Формы:

- арт-терапия (рисование, лепка: пластилин, глина, песок, музыка, танцы);

- игровая деятельность;

- коммуникативная активность.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.