Подростковый возраст, в котором главной задачей развития является автономизация от родительской опеки и построение нового типа отношений – отношений равноправия и взаимного уважения, традиционно считают возрастом повышенной конфликтности и уязвимости детско-родительских отношений.
Источник «Современные образовательные технологии в социальной сфере» ВГАПС предлагает выделить следующие типы детско-родительских отношений. С которыми хочу вас ознакомить.
Поисковый тип:
Характеризуется совместным поиском и похожими позициями подростка и родителя в отношении необходимости перестройки своих отношений на новой основе.
Подросток отвергает старые способы общения со взрослым и ищет новые формы взаимодействия, в которых он смог бы реализовать свою потребность во взрослости и автономии, избегая при этом открытых форм негативизма с родителями.
Родитель осознает то, что подросток взрослеет и меняется, приобретает черты новой и в чем-то «чужой» личности, признает неэффективность старых методов и приемов воспитания. Это вызывает у него тревожность и неуверенность, однако он пытается найти новые способы взаимопонимания и воспитания в отношениях с подростком.
Властно-доминантный тип:
в основе поведения подростка – гипертрофированный мотив утверждения взрослости и своего права на принятие решений, обостренная чувствительность к отношению родителя и, как следствие, протестное поведение и попытка принуждения родителя к навязыванию поведения.
Родитель в своих установках, ка и подросток, стремится во что бы ни стало сохранить свою власть и использует для этого любые средства силового давление.
Для такого типа отношений характерна крайне высокая конфликтность, где каждый из участников любой ценой стремится выйти победителем и сохранить последнее слово по любому самому ничтожному вопросу.
Также важно отметить, что причинами формирования этого типа отношений является обострение подросткового кризиса и определенные личностные особенности родителя и подростка.
Искаженный тип:
Достаточно распространенным вариантом этого типа отношений является несовпадение представлений подростка и родителя, например о степени родительской «строгости» или поддержки/заботы в воспитании.
Также неблагоприятным вариантом может быть асимметричность эмоциональных отношений (например, эмоциональная вовлеченность родителя в процесс воспитания и враждебность или эмоциональная холодность подростка или, напротив, эмоциональное отвержение со стороны родителя и эмоциональная зависимость подростка).
То есть и у подростка, и у родителя в восприятии друг друга выступает на первое место – противоречивость детско-родительских отношений.
Дисгармоничный тип:
В данном типе искажается распределение ролей подростка и родителя в их отношениях.
Например, родитель навязывает подростку образ ролей: «родитель – благодетель и опекун, подросток – зависим и недееспособен», тот родителю – «я - любимое дитя, баловень, которому разрешается всё, родитель – заботлив и полон прощения, заботится о благополучии меня, забывая о себе».
Тем самым еще больше повышая коммуникативный барьер, неудовлетворение потребностей обоих в детско-родительских отношениях.
В этой статье попыталась, опираясь на источник, отобразить одну из классификаций специфики конфликтов в детско-родительских отношениях именно в диаде «подросток-родитель». Возможно родители, читая эту информацию узнают себя и своего подростка, что поможет понять и поразмышлять о себе и своем ребенке и выявить пути решения выхода из конфликтной ситуации.
На психологических консультациях мы также в индивидуальном или совместном формате исследуем и анализируем коммуникативные барьеры и проблемы, неудовлетворенные потребности, прорабатываем стратегии выхода из конфликта, формулируем пожелания и просьбы друг другу, учимся новому благоприятному и позитивному взаимодействию.