Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно, а так же ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть. Такова особенность эмоциональной переменчивости данного возраста. Со стороны родителей очень важно во время услышать, понять своего ребенка и во время оказать поддержку и предпринять соответствующие меры.

Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – сухим мудрствованием.

Отрочество из-за потребности познать себя и стремления открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик.

Очень важно обратить внимание родителей на стремление к асоциальному поведению детей. Подростковый и юношеский возраст рассматривается как один из наиболее опасных для формирования девиантного и делинквентного развития личности. Подразумевается не только преступное поведение, но и самые различные социальные отклонения (употребление алкоголя, курение, наркотиков, бродяжничество, клептомания, самоубийство).

Еще один важный момент в подростковом и юношеском возрасте, кроме развития когнитивной, интеллектуальной, физической, аффективной сферы, у ребят происходят преобразования в мотивационно-личностной: появляется потребность общения и тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. Большинство ученых называют ее самой важной потребностью в ранней юности. Что характеризуется реакцией к группированию, у многих превращается в непобедимое стадное чувство, которое стремится к самому запретному.

Одной из особенностей процесса общения в этом возрасте является то, что подростки предпочитают общаться со сверстниками и доверять им больше, чем взрослым и родителям. Однако по научным данным потребность общения с родителями является не меньше, чем в общении со сверстниками. Другой вопрос, насколько удовлетворяются эти потребности.

Неготовность, нежелание или даже неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, по-видимому, причиной неудовлетворенности подростков общения с родителями. /Л.Анн