Как мы можем ему помочь?

Алина спрашивает:

Нужна консультация моему брату или мне для моего брата. Уже не знаю. Ему 14 лет. До 6 класса у него были одни пятерки в школе, дома со всеми общался, увлекался футболом, смотрел и играл вместе с отцом. Сейчас он уже в 8, но сам себе внешне не нравится (все усугубилось, когда он стал носить очки), появились тройки.

Старается писать заумными фразами. Не смотрит в глаза при разговоре, объясняя это тем, что стесняется себя и не хочет, чтобы на него смотрели... Как нам себя с ним вести? Его и в музыкальную школу отдавали, и на теннис, и на борьбу. Но везде из-за своей замкнутости он вел себя отстраненно, и постепенно настрой снижался...

Со старшим братом и отцом общаться, не особо стремиться. На маму обижается из-за того, что у нас пять детей в семье. Я уже запуталась, что с ним на самом деле происходит. Но если о чем-то и рассказывает, то в основном мне. Чем мы можем ему помочь?

Ответ психолога:

Добрый день, Алина, По описанию ваших переживаний брат проживает переходный возраст, который начинается у ребят с 9-10 лет и может продолжаться до 16-17. Всё конечно зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка (физиологических, психических, когнитивных, психологических). Подростковый возраст – это переход из детства во взрослость, когда в ребёнке начинается зарождаться потребность в познании себя, окружающего мира и социальной его части. В первую очередь познание себя, своего внутреннего Я. Постоянные мысли и внутренние рассуждения на тему Кто Я? и Какой Я?. Появляется самокритичность, ранимость, неуверенность, сомнения. И порой бывает, эти чувства сопровождаются негативными мыслями, агрессивностью, замкнутостью. И в этот период мы взрослые уже наблюдаем не совсем ребёнка и не совсем взрослого, перед нами подросток. И конечно же подростку просто необходима наша поддержка, чтобы он смог пройти свой нелегкий возрастной период не в одиночку, а с нами со взрослыми.

Здорово, что у мальчика есть рядом вы. Тот близкий и родной человек, с которым можно поделиться самым сокровенным. Разговаривайте, общайтесь с ним, с интересом и вниманием. Подбадривайте и хвалите. Всё сейчас для него важно. И вы для брата, не только сестра, но и друг. Мы не можем изменить людей вокруг себя, но мы можем изменить свое отношение к ситуации, к близким, окружающим. Необходимо донести эту формулу до самого брата. Так сложилось, что мальчик родился в большой семье. Мы не выбираем, это не от нас зависит. Семья – это дом. И если семья большая, то это огромный дом. Важно, чтобы для мальчика дом и семья были поддержкой и опорой. Тогда комплексы и дискомфорт перестанут существовать. Вы пишите, что брат перепробовал всевозможные интересы. Но только пробуя, мы сможем понять, что нам близко и по душе. Поэтому советую не останавливаться: предлагайте, приглашайте, заинтересовывайте. Каждый рождается с определенными, индивидуальными задатками. У кого-то с раннего возраста выражаются способности, у кого-то позже и даже намного позже. Главное мыслить позитивно и не опускать руки. Брат вам доверяет, ставьте совместно с ним цели и реализовывайте их.

Так же можно обратиться к психологу, который поможет брату разобраться в себе и определить свои личностные особенности; происследовать его внутренние самоощущения в семейной системе; уделить внимание самооценке и найти ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций.